Цусимское сражение 1905

Цусимское сражение 1905 года российской Тихоокеанской флотилии с Императорским флотом Японии потерпело сокрушительное поражение. В результате морского сражения российская эскадра была разгромлена и уничтожена. Основная часть боевых кораблей России была торпедирована японскими моряками и затоплена вместе с членами экипажа. Некоторые суда объявили о своей капитуляции, лишь четыре корабля вернулись к берегам родной гавани. Русско-японская война (1904-1905) завершилась крупным военным поражением русского флота у берегов острова Цусима (Япония). Каковы же причины поражения и возможен ли был другой исход событий?

 

Военная и политическая ситуация на Дальнем Востоке

 

Русско-японская война 1904-1905 годов началась с внезапного нападения боевых эсминцев японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки было повреждено два тяжёлых артиллерийских корабля и одно надводное судно. История Дальнего Востока насчитывает немало военных действий. Все они были направлены на захват и передел сфер влияния на этом участке российской земли. Желание Японии господствовать в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове яростно поддерживалось Англией и Соединёнными Штатами Америки. Малочисленные союзники России, такие как Франция, Германия и другие, в вопросе сохранения русских территорий всячески поддерживали русского императора Николая II. Однако в решающих стратегических моментах старались всё же придерживаться нейтралитета. Содействие союзников проявлялось только тогда, когда это соответствовало их коммерческим интересам.

 

Принятие стратегического решения 

 

Постоянно усиливающиеся атаки японцев Порт-Артура, главной базы Тихоокеанского флота России, заставили императора Николая II предпринять решающие меры. Решение было принято в июле 1904 года. К ослабленной Тихоокеанской эскадре для разгрома и уничтожения японского флота была направлена из Кронштадта эскадра под руководством вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.  

 Уже в пути балтийские корабли узнают, что Порт-Артур взят, а все корабли на рейде затоплены. Тихоокеанская флотилия уничтожена. Такова морская история Дальнего Востока России. Тем не менее Николай II принимает решение о продолжении пути императорского флота к берегам Японии. Для усиления атакующей эскадры с Балтийского моря был отправлен отряд боевых кораблей контр-адмирала Н. И. Небогатова.

 

Неравные силы противников

 

Ход цусимского сражения можно было предугадать по количеству боевых единиц противоборствующих сторон. В Тихоокеанскую флотилию вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского входило:

8 эскадренных тяжёлых артиллерийских кораблей (броненосцев) против 4 японских;

3 береговых охранных броненосца против 6 кораблей противника;

1 крейсерный броненосец против 8 единиц Японского Императорского флота;

8 крейсеров против 16 крейсеров японцев;

5 против 24 вспомогательных военных судов Японии; 

9 российских против 63 японских эскадренных миноносцев.  

японский адмирал Хэйхатиро Того
японский адмирал Хэйхатиро Того

 Явное боевое преимущество японского адмирала Хэйхатиро Того говорит само за себя. Опыт ведения боевых действий японского флота превосходил российский по всем параметрам, несмотря на то что история морских сражений у России была намного богаче. Японские боевые стрелки умело владели искусством поражения цели противника на дальних дистанциях, причём по одной цели с нескольких кораблей. Такого опыта у русского флота не было. Основным занятием того периода были императорские смотры (парады) морской техники, которые ежегодно проводились по приказу императора Николая II.

 

Ошибки и просчёты русского адмирала

 

Стратегической задачей морского похода адмирала З. П. Рожественского был захват Японского моря. Такое условие было поставлено императором Николаем II. Однако З. П. Рожественский видел своей оперативной целью следующее: любыми силами, не считаясь с возможными потерями своего флота, прорваться во Владивосток. Возможно, что обойти Японские острова с востока, было бы стратегически правильным решением, и цусимское морское сражение не состоялось бы.

 

Но флотоводец выбрал другой, более короткий путь. Было принято решение идти через проливы. Корейский пролив, соединяющий Восточно-Китайское и Японское море, огибает остров Цусима, который, в свою очередь, имеет два пути: западный проход и восточный (Цусимский пролив). Именно там русских моряков и ждал японский адмирал Хэйтатиро Того.

 

Все проходы перекрыты

 

Командующий японским флотом выбрал стратегически правильный план возможных боевых действий. Между островами была организована дозорная цепь кораблей, которая могла оповещать командующего о возможных манёврах и приближении русских кораблей. На подступах к Владивостоку японцы предусмотрительно выставили минные заграждения. Всё готово к бою. Японские корабли цусимского сражения ожидали подхода российских суден. Командующий Тихоокеанским флотом отказался от морской разведки, боясь обнаружения своей эскадры разведывательными крейсерами противника.

Рано утром цусимское сражение, дата которого 14 мая 1905 года, началось.

 

Очевидный исход главного сражения русско-японской войны 

 

Отправить столь разношёрстную армаду через три океана многим казалось безумием. В этот обречённый поход посылались и ветераны с изношенными механизмами, накрутившие сотни тысяч морских миль, и новейшие, наспех достроенные, не прошедшие испытаний корабли. Моряки всегда относятся к своим кораблям как к неодушевлённым разумным существам. Броненосцы с названиями именитых полководцев как будто специально не хотели идти к неминуемой гибели. Они застревали на спуске при слипе, тонули прямо у заводских стен при ремонте, садились на мель, как будто подавали явные предупреждающие знаки своим экипажам.  

 

 Как не верить приметам?

 

В начале 1900 года в мастерской сгорела сборочная модель броненосца «Император Александр III». Спуск на воду этого корабля был отмечен падением флагштока с императорским штандартом и сопровождался человеческими жертвами.

 

Броненосец «Орёл» затонул в гражданской гавани, а позже несколько раз садился на мель, догоняя эскадру в Финском заливе. Броненосец «Слава» вообще так и не смогли отправить в поход.

 

Однако высшему командованию никакие предчувствия были неведомы. 26 сентября 1904 в Ревеле (бывший Таллин) состоялся высочайший императорский смотр. Николай II обошёл все корабли и пожелал морякам достигнуть Порт-Артура и соединиться с первой эскадрой Тихоокеанского флота для совместного овладения Японским морем. Через неделю семь броненосцев, крейсер, миноносцы навсегда покидали родные берега. 220-дневный поход к японским берегам протяжённостью 18 тысяч морских миль начался.

 

Непредвиденные обстоятельства

 

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, - это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

 

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

 

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды - всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

 

Кругосветный поход через три океана

 

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

Порт-Саид (Египет);

Джибути (Восточная Африка);

Аден (Йемен);

Дакар (Сенегал);

Конакри (Гвинея);

Кейптаун (ЮАР).

 

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

 

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца - прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

 

Первый залп по противнику

 

В 13 часов 40 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» под руководством капитана 1-го ранга В. В. Игнациуса лёг на курс норд-ост 23. Девять минут спустя его орудия открыли огонь по японской эскадре, а ещё через две минуты сверкнули вспышки ответных залпов. Цусимское морское сражение началось. Большинству экипажа исход был ясен ещё в Петербурге.

 

Из письма командира броненосца гвардейского экипажа «Император Александр III» капитана 3-го ранга Н. М. Бухвустова: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы её желаем. Но победы не будет. Заодно и ручаюсь, что мы все умрём, но не сдадимся». Командир сдержал своё слово и погиб вместе с полным составом броненосца.

 

Цусимское сражение, кратко о главном

 

В 14 часов 15 минут, ровно через тридцать пять минут после начала боя, броненосец «Ослябя», возглавляемый капитаном 1-го ранга В. И. Бэром, с сильным деферентом на нос и огромным пожаром на рострах выкатился из строя и повалился на левый борт. Десять минут спустя он исчез под водой, оставив на поверхности лишь деревянные обломки да барахтающихся в воде людей. 

 

Через несколько минут после гибели «Ослябя» один за другим выходили из строя корабли, торпедированные японскими моряками.  

 К 16 часам вышел из строя броненосец «Князь Суворов», который был сильно изуродован японскими снарядами. Напоминая пылающий остров, он около пяти часов отражал вражеские атаки. В последние минуты русские матросы отстреливались из единственно уцелевшей трёхдюймовки и винтовок. Броненосец получил семь торпедных попаданий и ушёл под воду.

 

Чуть раньше удалось снять адмирала З. П. Рожественского со штабом на эсминец «Буйный». Всего было эвакуировано 23 человека. Больше спасти никого не удалось. Командовал эскадренным броненосцем и погиб на нём капитан 1-го ранга, талантливый художник-маринист Василий Васильевич Игнациус.

 

Вообще, во время русско-японской войны погибли два замечательных художника, причём оба выпускники морского корпуса и по странному совпадению полные тёзки. Второй художник - это Василий Васильевич Верещагин, утонувший вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. Тогда одновременно с ним погиб и адмирал С. О. Макаров, который выигрывал многие морские сражения России и был славой и гордостью русского флота. Вслед за флагманом «Князь Суворов» российский императорский флот потерял:

«Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Озерова;

броненосец «Наварин», руководимый капитаном 1-го ранга бароном Б. А. Фитингофом;

крейсер «Адмирал Нахимов», находившийся в подчинении позже пленённого капитана 1-го ранга А. А. Родионова;

эскадренный броненосец «Адмирал Ушаков», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Н. Миклухина (корабль погиб последним из русской эскадры);

«Адмирал Сенявин» во главе с капитаном 1-го ранга С. И. Григорьевым, который был захвачен в плен японцами.

 

Трагедия продолжается 

 

Цусимское сражение 1905 года всё больше уносило в морскую пучину русских моряков и их корабли. Очередной насмерть изуродованный броненосец уходил под воду со всем экипажем на борту. До последней минуты в людях - от командира до кочегара - теплилась надежда, что удастся преодолеть это кошмарное цусимское сражение (1905) и на курсе норд-ост 23 покажется русский берег. Главное - выстоять. Многие так и погибали с этой мыслью. Русские моряки на идущих следом броненосцах провожали взглядом место гибели своих товарищей. Шептали чёрными от гари губами: «Упокой их душу, Господи».  

Погиб со всем экипажем броненосец «Император Александр III», а чуть позже «Бородино». Чудом спасся только один матрос. Исход боя был предрешён. Цусимское сражение 1905 года заставило задуматься о несокрушимости русского флота. Наутро уцелевшие после ночных торпедных атак остатки русской эскадры были сданы японцам контр-адмиралом Н. И. Небогатовым. В дальнейшем адмирал Николай Иванович Небогатов был приговорён к десяти годам тюремного заключения решением Военно-морского суда его Императорского Величества.

 

Судьба командира 

 

Командиром эсминца «Буйный», спасшим адмирала З. П. Рожественского, был капитан 2-го ранга Николай Николаевич Коломийцев. Судьба этого человека очень удивительная. До русско-японской войны он был видным гидрографом, путешественником, исследователем Таймыра, командиром ледокола «Ермак». Он участвовал в русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толя. Вернувшись в Россию после Цусимы, где он проявил себя как один из лучших командиров российского флота, Н. Н. Коломийцев командовал разными кораблями. В Первую мировую войну стал вице-адмиралом. В 1918 году был арестован большевиками и заключён в Петропавловскую крепость. В большинстве публикаций советского времени биографические справки о Н. Н. Коломийцеве заканчиваются словами: «Умер в Петрограде, предположительно в 1918 году». В 1972 году его имя было присвоено новому гидрографическому судну. Только совсем недавно выяснилось, что Николай Коломийцев в 1918 году бежал в Финляндию. Позднее воевал на Чёрном море на стороне барона Врангеля. Затем переехал во Францию, а погиб в Соединённых Штатах Америки под колёсами военного грузовика в конце 1944 года. Таким образом, корабль «Николай Коломийцев» был единственным в советском флоте судном, носящим имя белогвардейского адмирала и эмигранта.   

 Историческая справка

 

Из списков военных флотов того времени два корабля участника Цусимского сражения дожили до наших дней. Это хорошо известный крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. Бронепалубная «Аврора» при Цусиме выпустила по противнику около двух тысяч снарядов, получив, в свою очередь, двадцать одно попадание. Крейсер имел серьёзные повреждения, шестнадцать человек из его экипажа, в том числе командир, капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев, погибли, ещё 83 человека были ранены. Не имея возможности идти вперёд, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» разоружились в Маниле (Филиппины). По мнению некоторых военных экспертов, участие в Цусимском сражении, даёт больше оснований крейсеру «Аврора» служить в качестве мемориала, чем знаменитый холостой выстрел в октябре 1917 года. 

 

В городе Йокосуке в качестве корабля-музея стоит броненосец «Микаса». На нём в течение очень долгого времени в годовщины Цусимы проходили встречи ветеранов, участников русско-японской войны. Японцы относятся к этому памятнику истории с очень большим благоговением. 

Память погибшим морякам при Цусиме 

 

Из 36 единиц русской эскадры во Владивосток пришли три. Посыльное судно «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый». Большая часть кораблей и 5 тысяч моряков обрели вечный покой на дне Корейского пролива у островов Цусима и Дажелет. Могилы русских моряков, умерших от ран в плену, до сих пор заботливо сохраняются японцами в Нагасаки. В 1910 году в Санкт-Петербурге на народные деньги и вдовьи вклады был построен белоснежный храм Спас-на-Водах, посвящённый жертвам Цусимы. Простоял храм недолго, до середины 30-х годов. Русско-японская война, Цусимское сражение - эти два термина навсегда останутся в вечной памяти русского народа.