Танк Гротте

Танк ТГ во дворе ВАММ РККА им. Сталина, 1940 год.
Танк ТГ во дворе ВАММ РККА им. Сталина, 1940 год.

ТГ, «Танк Гроте» (иногда также встречаются обозначения ТГ-1 и «Танк Гротто») — экспериментальный советский средний танк (из-за мощного вооружения в документах того времени часто проходил как «мощный средний танк»), созданный в 1931 году под руководством работавшего в то время в СССР немецкого инженера-конструктора Эдварда Гроте. Танк отличался использованием большого количества оригинальных решений и новаторских разработок и серьёзно опережал общий уровень мирового танкостроения того времени. По причине высокой цены и общего несоответствия советской промышленности требованиям производства танка, ТГ не был принят на вооружение и серийно не выпускался. Однако опыт, накопленный при проектировании машины, позволил советским конструкторам впоследствии приступить к проектированию танка Т-35.

 

История создания

 

В начале 1930-х годов военно-политическая обстановка требовала от Советского Союза экстренных мер для технического перевооружения армии и выполнения принятой Совнаркомом в 1929 году программы оснащения вооружённых сил бронетехникой. Однако отсутствие в СССР необходимой научной базы и опыта танкостроения сильно тормозило проектирование новых танков и не позволяло создать проект полноценной боевой машины. После ряда неудачных попыток разработки полностью отечественного проекта танка, было решено привлечь специалистов из-за рубежа, в первую очередь — из Германии.

 

В марте 1930 года в СССР прибыла приглашённая из Германии группа специалистов во главе с инженером Эдвардом Гроте. Группе поручили разработку проектов перспективных танков для вооружения РККА. В апреле 1930 года группе Гроте было выдано техническое задание на проектирование танка массой 18—20 тонн, бронированием порядка 20 мм, скоростью 35—40 км/ч. Вооружение машины должны были составлять 76,2-мм и 37-мм пушки и 4—5 пулемётов. Все остальные параметры оставлялись на усмотрение немецких инженеров. Для проектирования и постройки опытной машины на Ленинградском заводе «Большевик» было создано конструкторское бюро АВО-5, в состав которого, помимо группы Гроте, вошли также молодые советские инженеры, такие как Н. В. Барыков, ставшие впоследствии известными разработчиками советской бронетехники.

 

Средний танк получил наименование ТГ (Танк Гроте). Разработка танка велась в обстановке строгой секретности. За проведением работ непосредственно наблюдали представители РВС и правительства СССР. В частности, 17—18 ноября 1930 г. на завод «Большевик» прибыл сам К. Е. Ворошилов. Формально поводом посещения была проверка состояния работ по производству серийных танков, но главный интерес у наркомвоенмора вызывал именно собираемый в тот момент в отдельном цехе прототип ТГ. По результатам посещения К. Ворошилов писал И. В. Сталину:

 

Готовность танка на сегодня составляет 85%. Осталась незавершённой достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников.

 

В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжёлой болезни самого Э. Гроте, но наши инженеры предполагают, что 15—20 декабря опытный образец всё-таки будет закончен...

 

Однако из-за ряда технических трудностей опытный образец танка был изготовлен только в апреле 1931 года. Тогда же начались испытания танка. 

 

В случае положительного заключения по прототипу, танк должен был быть запущен в серийное производство с индексом ТГ-1. Для освоения производства машины предполагалось изготовить в 1931 году первую серию в количестве 50—75 танков, а в 1932 году выпустить и направить в войска до 2000 новых боевых машин.

Танк Гротте ТГ во время полигонных испытаний. Сентябрь 1931 г.
Танк Гротте ТГ во время полигонных испытаний. Сентябрь 1931 г.

Описание конструкции

 

Танк ТГ представлял собой средний танк классической компоновки с трёхъярусным комбинированным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием.

 

Корпус и башня

 

Корпус и башня полностью сварные (впервые в мире). Форма корпуса и башни отличалась оригинальностью и новаторством — танк имел скошенную носовую часть с наклонной установкой бронелистов, подбашенную рубку обтекаемой формы и полусферическую башню. Интересно, что по ряду данных корпус был водо- и газонепроницаем. Изначально планировалось, что подбашенная рубка также будет вращающейся, однако из-за отсутствия необходимого оборудования и опыта погон рубки деформировался, и было решено изготовить образец с невращающейся рубкой. Тем не менее, впоследствии предполагалось устранить этот дефект и сделать вращающуюся рубку.

 

Лобовая броня корпуса трёхслойная, в особо опасных местах толщиной до 44 мм. Бронирование бортов достигало 24 мм, рубки и башни — 30 мм. В бортах корпуса и в лобовом листе подбашенной коробки имелись шаровые опоры для пулемётов.

 

Вооружение

 

Танк ТГ имел беспрецедентно мощное для среднего танка того времени вооружение.

 

Основным вооружением танка являлось 76,2-мм полуавтоматическое орудие А-19 (ПС-19), самое мощное танковое орудие в мире на тот момент. А-19 была разработана П. Сячинтовым с использованием 76,2-мм зенитной пушки обр. 1914/15 гг. (также известной как зенитная пушка Лендера или Тарновского—Лендера). Из-за жёстко заданных габаритов орудие пришлось радикально переработать. Основные изменения сводились к следующему:

 

тормоз отката и накатник убраны из-под ствола и размещены справа и слева от ствола;

изменена конструкция люльки;

установлены специальный гильзоулавливатель и дульный тормоз конструкции Иванова.

 

Пушка размещалась на цапфах в лобовом листе подбашенной рубки танка. Благодаря полуавтоматическому заряжанию, скорострельность пушки составляла 10—12 выстрелов в минуту, что в сочетании с высокой начальной скоростью снаряда, равной 588 м/с, делало её поистине грозным оружием. Во время испытаний орудие показало себя неплохо, однако при ведении непрерывной стрельбы предусмотренная в проекте полуавтоматика часто отказывала, что приводило к необходимости ручного разряжания. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов.

 

Вспомогательное артиллерийское вооружение было представлено 37-мм пушкой большой мощности ПС-1, также разработанной П. Сячинтовым. Орудие устанавливалось в полусферической малой башне на крыше рубки и имело круговой обстрел. Особенностью установки этого орудия была возможность ведения из него как наземной, так и зенитной стрельбы. Благодаря большой длине ствола, начальная скорость снаряда составляла 707 м/с. Боекомплект орудия составлял 80 выстрелов.

 

Вспомогательное вооружение состояло из пяти 7,62-мм пулемётов — двух ДТ и трёх Максим. Пулемёты ДТ размещались в шаровых установках в бортах корпуса, пулемёты Максим — также в шаровых установках по бортам и в корме рубки. Боекомплект пулемётов составлял 2309 патронов в лентах и дисковых магазинах. 

 

Таким образом, вооружение танка размещалось в три яруса (командирская башня с 37-мм орудием, рубка с 76,2-мм орудием и 3 пулемётами Максим, пулемёты ДТ в бортах корпуса), что должно было обеспечивать массированный, плотный и эффективный огонь во всех направлениях.

Танк Гроте. Позднейший аксонометрический рисунок с фотографии.
Танк Гроте. Позднейший аксонометрический рисунок с фотографии.

Испытания и боевое применение

 

С 27 июня по 1 октября 1931 года опытный экземпляр ТГ, изготовленный на заводе «Большевик» к концу апреля 1931 года, проходил ходовые испытания.

 

В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость движения танка 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря применённым шевронным шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма прочной и надёжной, а использование пневматических приводов делало процесс управления необычайно лёгким, особенно для машины такого веса. Правда, воздушные магистрали периодически выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях.

 

Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок. К примеру, размеров боевого отделения рубки вполне хватало для удобной стрельбы из 76,2-мм орудия, но вот одновременная с этим стрельба из хотя бы одного башенного пулемёта была практически невозможна. Размещение в одном картере КПП и бортовых фрикционов затрудняло доступ к ним во время ремонта и вело к перегреву всего узла во время движения. Выявилась также неудовлетворительная работа бортовых тормозов и недостаточная эффективность гусеницы на мягких и вязких грунтах в силу малой высоты гребней гусеницы.

 

4 октября 1931 года по распоряжению правительства СССР была создана специальная комиссия по тщательному изучению Танка Гроте, возможностей устранения его недостатков и организации серийного производства. Ознакомившись с машиной и результатами испытаний, а также заслушав доклад конструктора, комиссия приняла следующее решение:

 

Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес...

 

После устранения технических недоработок дальнейшие работы над танком были прекращены, АВО-5 расформировано, а немецкие специалисты во главе с Эдвардом Гроте в августе 1933 года покинули СССР и вернулись в Германию. Во второй половине 1931 — начале 1932 года проводились работы по созданию более дешёвых и простых в производстве танков на базе ТГ, приведшие к разработке ряда проектов, известных как танки ТА.

 

Судьба построенного танка ТГ неизвестна. После прекращения работ он был отправлен на хранение на полигон в Кубинке, а затем — в ВАММ им. Сталина, где и находился вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вероятнее всего, во время войны танк пошёл в переплавку.

 

Оценка машины

 

По заложенным в конструкцию танка новшествам ТГ, несомненно, был очень оригинальной и новаторской машиной, намного превосходящей общий уровень мирового танкостроения того времени. Он сочетал в себе высочайшую для среднего танка того времени огневую мощь, хорошие бронезащиту и подвижность, плавность хода и удобство работы экипажа. Управление механизации и моторизации РККА проявляло к ТГ заслуженно большой интерес, планируя использовать его как «танк дальнего действия». Несмотря на ряд технологических сложностей, производство ТГ намеревались развернуть на отечественных заводах. В случае успеха ТГ составил бы серьёзную конкуренцию среднему танку Т-28, разрабатывавшемуся параллельно. Стоит особо отметить, что характер вооружения танка — две пушки с высокой начальной скоростью снаряда — предопределял основной задачей машины уничтожение вражеской бронетехники, то есть фактически ТГ мог играть роль истребителя танков.

 

Однако ТГ слишком опередил своё время. Отказ от принятия танка на вооружение был вызван не столько низкой надёжностью машины, отсутствием оригинального двигателя, либо результатами огневых испытаний (сведений о которых не имеется), сколько крайне высокой стоимостью производства и общим несоответствием уровня развития технологий отечественной промышленности того периода требованиям к точности изготовления сложных элементов конструкции ТГ (что и влекло за собой низкую надёжность танка). Это означало невозможность серийного производства и быстрого удовлетворения потребностей Красной Армии в средних танках, что в конечном итоге и предопределило судьбу ТГ. 

 

Вместе с тем, в ходе работ по созданию и испытаниям экспериментального ТГ советские конструкторы приобрели богатый опыт по конструированию машин такого класса. Многие технические решения были использованы при разработке и производстве новых отечественных танков, в частности, Т-35.


Проект танка Т-42 (рисунок, вид с левого борта). 1932 год.
Проект танка Т-42 (рисунок, вид с левого борта). 1932 год.

Т-42 (в некоторых источниках — ТГ-V) — советский проект сверхтяжёлого танка межвоенного периода. Разрабатывался в 1930—1933 годах конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте. Разработки не вышли из стадии чертежей и постройки масштабных моделей, хотя в процессе работ над танком был получен ряд интересных инженерных результатов.

 

История создания

 

В конце 1920-х — начале 1930-х годов военно-политическая обстановка требовала от Советского Союза экстренных мер для технического перевооружения армии и выполнения принятой Совнаркомом в 1929 году программы оснащения вооружённых сил бронетехникой. Собственно, из всех танков, находившихся на тот момент в распоряжении РККА, относительно современными являлись только лёгкие танки сопровождения пехоты Т-18 (МС-1), а парк средних и тяжёлых машин был представлен главным образом британскими танками времен Первой мировой войны, трофеями, захваченными в Гражданскую войну. Стартовавшие было в СССР работы по созданию собственных средних и тяжёлых танков быстро столкнулись с отсутствием в СССР необходимой научной базы и опыта танкостроения, которое сильно тормозило проектирование новых танков и не позволяло создать проект полноценной боевой машины. После ряда неудачных попыток разработки полностью отечественного проекта танка (такого, как Т-30) было решено привлечь специалистов из-за рубежа, в первую очередь — из Германии.

 

В марте 1930 года в СССР прибыла приглашённая из Германии группа специалистов во главе с инженером Эдвардом Гротте. Группе поручили разработку проектов перспективных танков для вооружения РККА. Первой работой Гротте стал «мощный средний танк» ТГ, который обладал множеством перспективных решений и в целом опережал уровень мирового танкостроения того времени. Танк произвёл весьма благоприятное впечатление на руководство РККА, но высокая сложность его конструкции предопределила его судьбу — танк остался чисто экспериментальной разработкой.

 

Однако Гротте это обстоятельство ничуть не обескуражило, и его КБ приступило к проектированию тяжёлого танка. Будучи талантливым инженером, Гротте имел внушительные наработки в проектировании «стальных колоссов», к тому же в начале 1930-х годов Советский Союз являлся по существу единственной страной, которая обладала достаточной материально-технической базой для проектирования и промышленным потенциалом для постройки подобных машин. К марту 1932 года немецкий инженер представил военным проект многобашенного тяжёлого танка прорыва массой 75 тонн, условно названного ТГ-VI. Эта разработка особой поддержки УММ РККА не получила, в результате чего Гротте капитально переработал её в проект новой машины, получившей индекс Т-42 (или ТГ-V). В сравнении с предшественником танк внушительно потяжелел и весил уже 100 тонн. Летом 1932 года новый проект был рассмотрен военными и, как и предшественник, особого успеха не стяжал. 

 

К тому моменту в сфере тяжёлых танков у УММ РККА уже был выбор в лице тяжёлого танка Т-35, по сравнению с которым машина Гротте существенно проигрывала. Во-первых, готового двигателя для танка не существовало, и проблему силового агрегата ещё только предстояло решить. Скоростные и маневровые качества колосса подвергались сомнению, а его цена, между тем, зашкаливала за разумные пределы. В итоге комиссия УММ РККА приняла решение, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию и постановила закрыть работы над этим проектом, сосредоточив усилия на Т-35.

Проект советского танка Т-42. Разрабатывался в начале 1930-х годов.
Проект советского танка Т-42. Разрабатывался в начале 1930-х годов.

Описание конструкции

 

По компоновочной схеме Т-42 был в принципе аналогичен Т-35 (прототип которого, Т-35-1, в тот момент строился на ХПЗ) и представлял собой тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противоснарядным бронированием.

 

В передней части корпуса размещалось отделение управления. Для обеспечения приемлемого обзора с места механика-водителя его рубка была размещена по оси танка, сильно выдвинута вперёд и оборудована бронированной надстройкой. За отделением управления располагалось боевое отделение. Разнообразное вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса (компоновка, «унаследованная» проектом от своего предшественника, ТГ-IV). Первый ярус образовывали четыре башни, размещённые вокруг подбашенной коробки главной башни. Спереди от неё устанавливались две пушечные башни типа башен танка БТ-2, вооружённые 45-мм танковыми пушками 20К и спаренными с ними 7,62-мм пулемётам ДТ, сзади — две пулемётные башни, оснащенные спаренными пулемётами ДТ с возможностью ведения огня по воздушным целям. Второй ярус образовывала расположенная по продольной оси танка главная башня, вооружённая адаптированной для установки в танк 107-мм пушкой образца 1910/30 годов. Надо сказать, что детальная разработка вооружения танка не являлась задачей данного проекта, и в документации была проработана лишь компоновочная схема размещения вооружения. На крыше главной башни имелась небольшая командирская башенка.

 

Имелся также вариант с размещением вооружения в трёх башнях, из которых носовая вооружалась 76,2-мм орудием (угол горизонтальной наводки 202°), кормовая — 45-мм (угол ГН 278°) и главная — 107-мм (угол ГН 270°).

 

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. С силовым агрегатом танка возникли определённые сложности, поскольку мощности имевшихся в распоряжении двигателей не хватило бы даже на то, чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места. Чтобы обеспечить танку установленную техническим заданием УММ РККА скорость, Т-42 требовалось оснастить двигателем мощностью около 2000 л.с. Поскольку в 1932 году столь мощного двигателя физически не существовало, предполагалась спаренная установка двух дизельных двигателей мощностью 1000 л.с., использовавшихся на тепловозах Щэл1м.

 

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего ленивца и ведущего колеса заднего расположения. 1-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные блокировались попарно в 6 тележек. Для облегчения управления танком, как и в случае с ТГ, Гротте решил применить электротрансмиссию и сервоприводы управления, что, хотя и улучшило эргономичность машины, дополнительно усложнило и удорожало его конструкцию. 

 

Предполагалось, что танк будет нести дифференцированное бронирование с максимальной толщиной лобовых деталей корпуса и башен 70 мм.

проект советского танка начала 1930-х годов
проект советского танка начала 1930-х годов

Оценка проекта

 

Как и большинство сверхтяжёлых танков, разрабатывавшихся в 1920—1930-х годах разными странами мира, Т-42 не имел почти никакой практической полезности. Огромные размеры и масса делали танк прекрасной мишенью, несмотря на противоснарядное бронирование. Динамические характеристики танка также вызывали сомнения. Кроме того, существовала труднорешаемая проблема доставки танков таких размеров и массы к линии фронта и их боевой эксплуатации (к примеру, о преодолении такой машиной рек по мостам можно было и не думать). Наконец, первые же ориентировочные расчёты стоимости танка принесли устрашающие результаты. Учитывая всё сказанное выше, даже объективно очень мощное вооружение Т-42 не играло решающей роли. Таким образом, танк не имел преимуществ перед Т-35, который и был в итоге выбран военными для принятия на вооружение. 

 

Однако, стоит отметить ряд прогрессивных решений, применённых Гротте при разработке танка. К таковым относятся, к примеру, наличие командирской башенки и возможность противовоздушной обороны танка, а также широкое использование электро- и сервоприводов.